click fraud detection
Заказать обратный звонок
Спасибо! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
ООО Эффективные технологии ресурсосбережения Юг

Проблемы безопасности систем Глонасс

Дата публикации: 28.09.2015

 С каждым годом мы все больше становимся зависимыми от навигационных спутниковых технологий. Совсем скоро уйдут в прошлое бумажные карты или компас – рассчитать положение любого объекта в пространстве или вывести его на карту в электронном виде сегодня можно легко с помощью спутникового GPS-навигатора. Компания ЭТР Юг – это установка Глонасс в Краснодаре и систем для транспортного мониторинга, а стоимость технического обслуживания Глонасс доступна всем владельцам навигаторов GPS.

Можно всецело доверять его данным и существуют ли проблемы, влияющие на качество его работы?

Информацию с навигационных спутников сегодня успешно применяют в самых различных сферах, от авиации и мореходства до медицины и сельского хозяйства. С каждым годом все больше рядовых граждан используют в повседневной жизни сигналы спутникового слежения, а установка обновлений для gps-навигаторов становится необходимой вещью. Конечно, это удобно, если ты твердо уверен, что информация полностью достоверна. К сожалению, часто появляются сведения о возникновении проблем с работой GPS- навигаторов и Глонасс.

Так, в апреле прошлого года Международная ассоциация воздушного транспорта IATA получила немало сигналов о сбоях в функционировании авиаоборудования GPS во время полетов через Украину. Схожие вещи наблюдались в свое время в Югославии и Южной Осетии, но тогда заявления на этот счет не поступали в таком количестве.

Впервые многочисленные сбои в работе Глонасс отмечены в Южной Корее еще в начале 2010 года. Помехой тогда стали мощные сигналы, передаваемые с территории КНДР. В следующие два года продолжительность таких сигналов увеличивалась, что в конечном итоге к 2012 году привело к ситуации, когда около 250 морских судов и более 1000 воздушных кораблей сообщили о проблемах с навигацией GPS на территории Южной Кореи. В результате для защиты своего пространства от подобных инцидентов в стране была создана резервная GPS-система.

Что касается ситуации над Украиной, то IATA тогда оперативно дала рекомендации применять навигацию GPS только как резервную. Росавиация тоже фиксировала случаи сбоев сигналов GPS – например, о проблемах в работе навигационного оборудования на борту сообщал экипаж самолета, летевшего из Стамбула в Москву 24.04.2014. Этот и несколько других сигналов обусловили рекомендацию Росавиации не использовать над Украиной GPS-навигацию. Конечно, случаи эти единичны, и серьезной опасности для пассажиров не имеют, поскольку пилоты в подавляющем большинстве ситуаций ориентируются на информацию, поступающую от иных систем. Тем не менее, в определенных ситуациях GPS-навигаторы незаменимы – к примеру, в условиях плохой видимости либо в момент захода самолета на посадку.

К чему приводят подобные сбои в работе навигационных спутниковых систем? Инциденты, подобные южнокорейским или украинским, несомненно, повышают полетное время, вынуждая пилотов выполнять повторный круг при посадке, проводить сверку с другими приборами и системами, что значительно повышает моральную нагрузку на экипаж. Помимо того, увеличение времени полета обуславливает увеличение топливных и других затрат, а также вызывает вполне обоснованное в воздухе беспокойство пассажиров.

Каким образом можно вызвать подобные помехи? Оказывается, сегодня самая небольшая по мощности «глушилка» вполне доступна не только людям в военной форме, ее нередко используют автогонщики. Использование подобных устройств называют GPS-jamming. Прибор передает помехи на любых спутниковых частотах, правда, на малом расстоянии – всего 10 метров. Если установить подобное устройство в автомобиле, оно способно сделать совершенно беспомощными любые дорогие противоугонные GPS системы. Используемые военные системы генерируют помехи на 100 км и более. Создано оборудование радиоэлектронной борьбы, которое имеется на вооружении стран НАТО и России.

Существует термин GPS спуфинг, подразумевающий замену GPS сигналов. Суть его – в проведении спланированной атаки на определенный объект с целью отклонения его от установленного маршрута. Еще в конце 2011-го Ирану удалось захватить беспилотник армии США, и специалисты считают, что эта операция стала возможной благодаря использованию именно GPS спуфинга. Для этого необходима крайне дорогостоящее оборудование мощного, точно направленного действия, отправляющего фальшивые сигналы, которые приемники GPS воспримут как истинные. При этом настоящие сигналы либо глушатся, либо воспринимаются спутниковыми навигаторами как помехи.

Так как Глонасс и GPS являются системами военно-гражданского использования, то любое оборонное министерство может принять решение отключить гражданский сигнал либо корректировать его точность. А поскольку выполнить эту задачу строго над определенной местностью не представляется возможным, проблемы будут наблюдаться в воздушном пространстве и близлежащих государств, в результате чего под вопрос ставится безопасность транспорта гражданского назначения, имеющего на борту приемники Глонасс или GPS. Конечно, используют это право военные лишь в зонах крупномасштабных военных конфликтов, и заверяют, что сигнал передается узконаправленный, зашифрованный и на закрытой частоте.

Решением проблем безопасности спутниковых навигационных приборов многие специалисты считают создание резервных GPS систем.

Компания ЭТР ЮГ занимается установкой системы мониторинга Глонасс OMNICOMM, а также выполняет ремонт навигаторов в Краснодаре – оперативно и по доступным ценам.



Возврат к списку